Почему нам так сложно объяснить что-то другимПроклятие знания – очередная ошибка мышления, которая мешает взаимопониманию.
Наверняка вы хоть раз тщетно пытались объяснить другу, как что-то устроено. Вам казалось, что вы растолковали всё проще некуда, но он всё никак не мог вникнуть до конца. Дело не в том, что ваш друг очень тупой. Просто вы подвержены когнитивному искажению, которое называют проклятием знания.
С ним часто сталкиваются преподаватели. Они забывают, что уровень знаний студентов сильно отличается от их собственного. Поэтому употребляют термины и сложные выражения, которые не всегда понятны новичкам. И такое искажение затрагивает нас всех.
Нам кажется, что другие знают то же, что и мы
Именно в этом заключается ошибка мышления под названием "проклятие знания". В 1990 году психолог Элизабет Ньютон продемонстрировала её действие во время эксперимента. В его рамках одни участники должны были выстукивать по столу ритм известной песни, а другие угадывать её название.
И первым нужно было предположить, какова вероятность того, что их мелодию угадают. В среднем они называли вероятность в 50%. На деле из 120 песен слушатели угадали всего лишь три. То есть настоящая вероятность составила 2,5%.
Почему же ожидания и реальность отличались настолько сильно? Дело в том, что выстукивающие прокручивали в голове мелодию, которую пытались передать, и стук по столу дополнял её. Им сложно было представить, что песню можно не узнать. Но для слушателей это была какая-то непонятная морзянка. Она мало что говорила о том, что скрывается за ней. Тем, у кого информации больше, сложно понять тех, у кого её мало или нет совсем.
Мы забываем о чужой точке зрения
Каждый смотрит на мир через призму собственного восприятия. Чтобы вспомнить, что у окружающих другой опыт, нужно сознательно напрячься. Поэтому трудно научить кого-то тому, что знаешь сам, и даже представить, что он об этом понятия не имеет. Трудно понять и предсказать его поведение, когда ты уже "проклят" знанием.
Например, профессиональному спортсмену движения новичков могут показаться нелепыми, вопиюще ошибочными. Просто он уже освоил правильную технику и не помнит, каково действовать без этих знаний.
Подобное случается во всех сферах. Руководители и сотрудники, маркетологи и клиенты, учёные и люди, которым они что-то объясняют, – все во время коммуникации страдают от перекоса информации, как выстукивающие мелодию и их слушатели.
Но с этим можно бороться
Источник: Лайфхакер
|